Как обещала, сегодня будет о Pretend mode, он же:
“dissociation” of thought
hyper-mentalizing
pseudo-mentalizing
режим притворста
диссоциативный режим
игровой модус
режим фантазии
псевдоментализация
Столько названий и переводов вы можете сейчас встретить. Просто знайте, что это все про одно.
Мы уже с вами знаем, что примерно к пяти года большинство детей познают учение доктора Хауса.
Но лет до пяти это не вполне работает, и, тем ни менее, к двум - трем годам большинство детей уже имеют своё «я», и фразы из «Кукушонок хочет яблоко» превращается в «я хочу яблоко». То есть, уже есть интенциональность и есть атрибуция своих и частично чужих ментальных состояний.
Репрезентированы не только ментальные состояния, но и вообще во внутреннем мире к трем года уже поднасобиралось разных ментальных репрезентаций. И ребенок потихоньку начинает понимать, что происходящее «в его голове», и «то что в реальности» - не всегда может совпадать.
С одной стороны, дети могут наделять другие предметы и явления каким-то свойствами - палочка «становится» в игре то градусником, то птичкой, а то и ножом.
С другой стороны – дети могут повторять какие-то действия за взрослыми без осознания внутреннего содержания. Например, чокаться кружками с компотом в детском садике на празднике, когда они подражают\играют во взрослых, без содержательной сути действия.
Итого, мы имеем ситуацию, когда у сознания ребенка есть картотека репрезентаций, символического, картотека подражаний, картотека внутреннего опыта, но:
– в ней еще нет целостности, а между отдельными частями может вообще не быть связи
– где, когда и как эти внутренние репрезентации связанны с внешней реальностью – тоже ещё нет порядка и чёткой связи – мир «понарошку» с миром выдуманным и реальными не всегда понятно как соотносятся.
Со временем всё это так или иначе упорядочивается. Но сам вариант такого взаимодействия с миром остается в копилке, и взрослые люди вполне могут в нём функционировать.
Снаружи выглядит это так, что человек несёт умную, заумную, или просто херню, чтобы не показывать, осознанно или нет, своё истинное состояние – отсюда «притворство»\«игра» в названии.
Человек может описывать чувства, переживания, мысли etc - то есть говорить в терминах ментальных состояниях – но самих чувств и живой связи с ними, как и интереса к себе и другому человеку, непредубежденности и открытости к взглядам другого – нет. И хотя внешне это может быть похоже на ментализацию, но это не она, поэтому еще одно название – «псевдоментализация». Собственные чувства оказываются как бы «понарошку», символическими, и могут жить отдельно от реальности и без связи с ней.
Так мы избегаем прикосновения не только к своим чувствам но и порой к боли другого, забалтывая суть всякими рассуждениями , например типа «у него это из-за нарциссизма, детской травмы, нарушений привязанности, не тех схем, избегания и спутывания…» – подставьте термины своей «конфессии».
Если бы вы читали текст, созданный как Pretend mode, то сказали бы, что это сплошная вода от которой хочется спать, а сути нет.
В терапии, если клиент в Pretend mode, то вы пытаетесь слушать и разобраться что вам говорят, но это трудно, вы вязнете в этих рассуждениях, теряя связь с собой. И\или вам становится скучно, вплоть до того, что начинаете думать о своем, отстранившись от происходящего здесь и сейчас чувствами и мыслями. Тут коллеги отметили, что многим это знакомо.
Клиенты с расстройством личности (РЛ) в Pretend mode могут вести себя как «хороший пациент» на сессиях, все правильно говорить, даже благодарить вас, и при этом совершать самодеструктивные\разрушительные действия за пределами терапии – реальность ментальности и поведения в жизни отделена от того что говорится терапевту и делается в терапии. В итоге есть ощущение работы на сессиях, но в терапии нет реальных изменений.
В МВТ терапии есть варианты как с этим работать, но это отдельный разговор.
@psyversion
Благодаря реакции людей на пост с текстом выше, решила сделать важные пояснения.
Режимы прементализации это не патология. Также как и популярные четыре типа привязанности. Всё это варианты нормы. Это ок. При всех можно быть удовлетворенными жизнью, отношениями и "жить долго и счастливо"
Значимо это всё становится, когда есть конкретные проблемы, с этим связанные. А клинически значимо - когда есть реальный диагноз, который доктор поставил. Все остальное - психологические особенности, оттенки нашей уязвимости или силы, которые помогают или мешают жить в зависимости от обстоятельств и того, что сам человек с этим делает, ибо не столь важно что тебе дано, как то, что ты делаешь с тем, что тебе дано.
Недавно наткнулась, что Pretend mode группа Питера Фонаги, одного из основателей МВТ терапии, называет «bullshitting» 🤦♀️ [цитата по «The Mentalization Guidebook», Janne Oestergaard Hagelquist 2016, р.25]
Дисклеймер: если не любите русский титул, не читайте следующие два абзаца ниже курсивом. Если прочитали – это только ваша ответственность, я предупреждала. 😎
Аж присвистнула, когда нашла ))) Потому что для себя я Pretend mode называю "пространственный пиздёж" - выражение, в котором пиздеж выступает в значении «попиздели» как «small talk», но некий оттенок притворства от классического понимания «пиздежа» сохраняет.
А «пространственный» предполагает объемность и бессмысленость пафоса этого пиздежа - имхо Pretend mode во всей его многогранной притворной красе болтовни, скрывающей суть.
В этом интервью Энтони Бейтман – один из основателей МВТ терапии – называет Pretend mode "bubble mod" - мод пузыря, потому что находясь в этом моде ты как будто в пузыре и оторван от реальности происходящего. И еще говорит, что этот мод bullshitting (https://t.me/psyversion/174) потому, что "bullshitting yourself" – дуришь себя.
P.S. А в первой части этого интервью Энтони Бейтман рассказывает о себе (кем изначально собирался стать, и через какие специальности прошел на пути к психиатрии) и о том, как у людей формируется ментализация.
No comments:
Post a Comment